среда, 19 февраля 2020 г.

Урок 39-40. Моделирование в среде PascalABC.NET

Дата проведения занятия 20.02.20
15.02.1934 - день рождения Никлауса Вирта, автора Паскаля

Часть 1. Введение


У нас начинается новая, очень интересная  тема - программирование в   среде PascalABC.NET!
Языки программирования - формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.
Алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.
Паскаль - один из универсальных языков программирования высокого уровня. Он поддерживает процедурный стиль программирования.

Автор языка Паскаль - Никлаус Вирт (нем. Niklaus Wirth, род. 15 февраля 1934 года) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор компьютерных наук. Подробнее читайте в вашей любимой Википедии


Часть 2. Этапы решения задачи на компьютере. Этапы моделирования


1 этап. Постановка задачи. Результат - словесная информационная модель
2 этап. Формализация. Результат - математическая модель
3 этап. Алгоритмизация. Результат  - алгоритм (описание на алгоритмическом языке, в виде блок-схемы и т п)
4 этап. Программирование. Результат  - Программа
5 этап. Компьютерный эксперимент. Отладка, тестирование. Результат - уточнение модели. Возможен возврат к этапам 1 - 4.

Часть 3. Среда PascalABC.NET

PascalABC.NET — это:

Язык программирования Pascal нового поколения, сочетающий простоту классического языка Паскаль, ряд современных расширений и огромные возможности платформы .NET.
Бесплатная, простая и мощная среда разработки.
Алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.
Программа - алгоритм, записанный на языке, понятном компьютеру.
Исполнителем программы является компьютер.
Алгоритмы описывают последовательность действий, которые производятся над некоторыми объектами.
В информатике отдельный информационный объект (число, символ, строка и др) называется величиной. Величины бывают постоянные (константы) и переменные.
Константой называется величина, значение которой указывается в тексте программы и это значение не меняется во время работы программы.
Переменной  называется величина, значение которой меняется во время работы программы.
А вот другое определение переменной. Переменная - это поименованная область оперативной памяти, в которой хранится значение переменной.
Итак, переменная - это величина, которая имеет имя, тип и значение. Чтобы выделить место для хранения значения переменной, ее надо объявить в программе.
Смотрите презентацию Программирование на языке Паскаль, глава Введение

Работа на ПК


1. На локальном компьютере в своей папке создайте вложенную папку Pascal_name, где name - ваша фамилия латинскими буквами
2. Найдите на рабочем столе ярлык PascalABC.NET, запустите приложение.
3. Изучите интерфейс приложения.
4. Схематично зарисуйте в тетрадь расположение и назначение окон приложения.
5. Наберите программу в поле редактирования, указав в приветствии свои имя и фамилию

program pas8_cl_01;
begin
  writeln ('Вас приветствует программа Васи Иванова');
  write ('строка 1 и про');    // вывод текста без перехода на другую строку
  writeln ('должение строки 1'); // вывод текста и переход на новую строку
  writeln ('строка 2');
end.                             //  конец программы

5. Сохраните текст программы на локальном компьютере в своей папке, во вложенной папке Pascal_name под именем Pas8_cl_01_name.pas
Учтите, что в имени программы могут использоваться только латинские буквы, цифры и знак подчеркивания (НЕ тире)
6. Сделайте компиляцию программы (Ctrl + F9).
7. Если нет синтаксических ошибок, то запустите программу (F9)
8. Проанализируйте полученный результат
9. Перепишите в тетрадь текст программы
10. Составьте программу, которая рисует прямоугольный треугольник со стороной *****
11. Сохраните текст программы на локальном компьютере в папке Pascal_name под именем Pas8_cl_02_name.pas
12. Составьте программу, которая рисует следующее
  ж
 жжж
жжжжж
шш шш
шш шш

13. Сохраните текст программы на локальном компьютере в папке Pascal_name под именем Pas8_cl_03_name.pas
14. Составьте программу, которая выводит букву W
15. Сохраните текст программы на локальном компьютере в папке Pascal_name под именем Pas8_cl_04_name.pas
16. Составьте программу, которая выводит слово SOS
17. Сохраните текст программы на локальном компьютере в папке Pascal_name под именем Pas8_cl_05_name.pas

Домашнее задание

  1. Написать в тетради программу, которая выводит в поле вывода  звездочками * * * первую букву вашего имени или фамилии. Например: Ольга
    ****
    *    *
    *    *
    ****
  2. Дать имя программе - pas8_hm_01_name (name - фамилия автора программы)
  3. Сохранить файл под именем pas8_hm_01_name.pas
  4. Запустить программу в среде PascalABC.Net
  5. Сделать сканирование экрана ( кнопка Print Screen)
  6. Прислать учителю информатики до 03.02.19 (воскресенье) до 22.00 по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания.
    Тема письма: 8 кл ДЗ к уроку 40 Паскаль <ваша фамилия>
  7. К письму прикрепить скриншот экрана с результатом выполнения программы и свой файл типа .pas,
  8. Если что-то не получилось, в письме написать причину невыполнения задания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий